Главная страница » Уголок ПДД » Программа по обучению правилам дорожного движения
на правах рекламы

Программа по обучению правилам дорожного движения

Автор: Admin от 1-03-2017, 00:00

 Программа

по обучению правилам дорожного движения в МБДОУ детский сад №3 «Золотая рыбка»

 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

Пояснительная записка.

Нормативно-правовое обеспечение.

1.Подготовка дошкольников к безопасному поведению на дорогах как педагогическая проблема.

 1.1. Организационно-педагогические условия, способствующие  эффективной организации педагогического процесса.

1.2. Организация занятий по обучению дошкольников безопасному поведению на улице.

1.3. Методика построения системы работы по изучению дошкольниками правил дорожного движения.

2. Формы и методы обучения дошкольников ПДД.

2.1. Игра как ведущий метод обучения детей безопасному поведению на дорогах.

2.2. Методика подготовки занятий в игровой форме.

2.3. Целевые прогулки как форма профилактики детского дорожно-транспортного травматизма.

2.4. Взаимосвязь   ДОУ и родителей в системе обучения  дошкольников.

Заключение.

 Литература.

   

Пояснительная записка.

Все мы живем в обществе, где надо соблюдать определенные нормы и правила поведения в дорожно-транспортной обстановке. Зачастую виновниками дорожно-транспортных происшествий являются сами дети, которые играют вблизи дорог, переходят улицу в неположенных местах, неправильно входят в транспортные средства и выходят из них. Однако дети дошкольного возраста – это особая категория пешеходов и пассажиров. К ним нельзя подходить с той же меркой, как и к взрослым, ведь для них дословная трактовка Правил дорожного движения неприемлема, а нормативное изложение обязанностей пешеходов и пассажиров на недоступной для них дорожной лексике, требует от дошкольников абстрактного мышления, затрудняет процесс обучение и воспитание.

Вот почему с самого раннего возраста необходимо учить детей безопасному поведению на улицах, дорогах, в транспорте и правилам дорожного движения. В этом должны принимать участие и родители, и дошкольные учреждения, а в дальнейшем, конечно же, школа и другие образовательные учреждения.

Сегодня детский сад стремится обеспечить своим воспитанникам качественное, универсальное образование, обеспечить высокий уровень общей культуры, в том числе и культуры на дороге. Соблюдение правил безопасной жизни должно стать осознанной необходимостью. Для этого необходимо изменить устоявшиеся традиции восприятия проблемы: уйти от эпизодических мероприятий к системе работы, проводимой с детьми и их родителями; выйти за рамки традиционных форм и методов работы – как организационных, так и методических, и образовательных.

Известно, что привычки, закрепленные в детстве, остаются на всю жизнь. Вот почему с самого раннего возраста необходимо учить детей правилам дорожного движения. В этом должны принимать участие родители, дошкольные учреждения, в дальнейшем — школа и другие образовательные учреждения, а также все окружающие ребенка люди. Одной из важных проблем в обеспечении безопасности дорожного движения является профилактика детского дорожного транспортного травматизма в дошкольных учреждениях.

Главная задача воспитателей доступно разъяснить правила ребенку, а при выборе формы обучения донести до детей смысл опасности несоблюдения правил, при этом не исказить их содержание. Детей необходимо обучать не только правилам дорожного движения, но и безопасному поведению на улицах, дорогах, в транспорте.

Мы выбрали эту тему потому, что считаем ее актуальной и жизненно необходимой для детей, воспитываемых в современном мире. Важно, как можно раньше научить детей правилам поведения на улицах и дороге. Знакомить с азбукой дорожного движения надо еще до школы, тогда ребенок начинает осознавать окружающий мир, способен запомнить то, что говорят и показывают взрослые.

Именно в этом возрасте дети должны получить первые сведения о правилах дорожного движения.

 

Цель: формирования основ дорожной безопасности.

Задачи: 

1.Передача   детям знаний о правилах безопасности дорожного движения в качестве пешехода и пассажира транспортного средства.

2.Воспитание грамотных и дисциплинированных участников дорожного движения;

3.Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма.

4.Активизация работы по пропаганде правил дорожного движения и безопасного образа жизни среди педагогов и родителей.

 

 

 

Решая задачи обучения детей безопасному поведению в дорожной среде, учитывая возрастные особенностей детей и уровень их психического и физического развития, мы воспитаем   дисциплинированного и сознательного участника дорожного движения.

 Принципы:

  1. Принцип индивидуального и дифференцированного подхода, т.е. учет личностных, возрастных особенностей детей и уровня их психического и физического развития.
  2. Принцип взаимодействия: дети – дорожная среда. Чем меньше возраст ребенка, тем легче формировать у него социальные чувства и устойчивые привычки безопасного поведения. Пластичность нервной системы ребенка позволяет успешно решать многие воспитательные задачи.
  3. Принцип взаимосвязи причин опасного поведения и его последствия: дорожно-транспортного происшествия. Дошкольники должны знать, какие последствия могут подстерегать их в дорожной среде. Однако нельзя чрезмерно акцентировать их внимание только на этом, т.к. внушая страх перед улицей и дорогой можно вызвать обратную реакцию (искушение рискнуть, перебегая дорогу или неуверенность, беспомощность и обычная ситуация на дороге покажется ребенку опасной).
  4. Принцип возрастной безопасности. С раннего детства следует постоянно разъяснять детям суть явлений в дорожной среде, опасность движущихся объектов. Необходимо формировать, развивать и совершенствовать восприятия опасной дорожной среды, показывать конкретные безопасные действия выхода из опасной ситуации.
  5. Принцип социальной безопасности. Дошкольники должны понимать, что они живут в обществе, где надо соблюдать определенные нормы и правила поведения. Соблюдение этих правил на дорогах контролирует ГИБДД.
  6. Принцип самоорганизации, саморегуляции и самовоспитания. Этот принцип реализуется при осознании детьми правил безопасного поведения. Для подкрепления самовоспитания нужен положительный пример взрослых, следовательно, необходимо воспитывать и родителей детей.
  7. Повышение активности родителей и детей к обеспечению безопасности дорожного движения.

Данная методическая разработка может быть использована в работе воспитателями детских садов, педагогами учреждений дополнительного образования, учителями начальных классов с целью профилактики детского ДТТ и повышения дорожной грамотности детей и их родителей.

 Нормативно – правовое обеспечение.

- Федеральный закон от 10.12.1995 года №196 ФЗ «О безопасности дорожного движения»;

-  Федеральная целевая программа «Повышение безопасности дорожного движения в 2006-2012 годах», утвержденная постановлением Правительства РФ от 01.02.2006 года № 100;

- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 23 ноября 2009 г. N 655 "Об утверждении и введении в действие федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования"  

 

 

 

1. Подготовка дошкольников к безопасному поведению на дорогах как педагогическая проблема.

 1.1. Организационно-педагогические условия, способствующие эффективной организации педагогического процесса.

К организационно-педагогическим условиям способствующее эффективной организации педагогического процесса относятся:

1) создание и организация системы непрерывной подготовки дошкольников к безопасному поведению на дорогах;

2) специальную подготовку воспитателей по основам безопасности дорожного движения и технологии обучения детей безопасному поведению на дороге и в транспорте;

3) наличие необходимой учебно-методической базы и материально-технического обеспечения учебного процесса;

4) организацию учебного процесса в общем плане работы МДОУ;

5) постоянное взаимодействие с социально-педагогической средой при организации и проведении мероприятий, направленных на подготовку дошкольников к безопасному поведению на дорогах (семьи воспитанников, ГИБДД, детские сады района, города, спортивные секции, кружки и клубы по месту жительства и т.д.);

6) создание в ДОУ кабинета безопасности   дорожного  движения и соответствующее оборудование.

Организация процесса непрерывной подготовки дошкольников к безопасному поведению, на дороге может быть эффективной лишь при соблюдении следующих принципов:

• непрерывности, систематичности и последовательности обучения;

• наглядности и доступности; единства теории и практики обучения и воспитания;

• учета возрастных и индивидуальных особенностей детей;

• ведущей роли воспитателя при самостоятельности и активности обучаемых;

• сотрудничества детей в процессе обучения.

При этом воспитатель должен знать:

1) физиологические и психические качества, имеющие первостепенное значение для безопасного передвижения по дороге;

2) факторы, влияющие на психофизическое состояние ребенка на дороге;

3) наиболее распространенные ошибки пешеходов-детей, связанные с незнанием собственных возможностей;

4) понятие «риск» и связанные с ним особенности поведения детей на дороге;

5) психофизиологические различия в поведении детей и взрослых на дороге;

6) психофизиологические различия в поведении мальчиков и девочек на дороге;

7) особенности поведения детей дошкольного возраста во дворах, на дорогах и за городом;

8) наиболее распространенные ошибки пешеходов, связанные с незнанием психологии водителей;

9) методы работы по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма;

10) факторы, влияющие на результативность занятий по ПДД;

11) методические приемы, используемые на занятиях по ПДД и их специфику;

12) учебные, наглядные и методические пособия,

13) ситуационные и другие практико-ориентированные методы обучения;

14) основные причины нарушения ПДД детьми;

15) типичные ошибки детей на дороге,

16) основные места и время дорожно-транспортных происшествий с детьми;

17) особенности дорожной обстановки в зависимости от времени года и суток.

 

1.2. Организация занятий по обучению дошкольников безопасному поведению на улице.

Дети – самая уязвимая категория участников дорожного движения. Максимально защитить их от возможной беды – обязанность родителей и воспитателей. Поэтому обучение безопасному поведению на улице нужно проводить уже в младшем возрасте. При этом педагог должен четко знать все особенности воспитания дорожной грамотности у дошкольников. Высокий уровень детского дорожно-транспортного травматизма во многом обусловлен недостатками в организации воспитания и обучения детей дошкольного возраста безопасному поведению на улице. Инновационный подход к организации дидактических занятий с дошкольниками по дорожной тематике состоит в одновременном решении следующих задач:

1. развитие у детей познавательных процессов, необходимых им для правильной и безопасной ориентации на улице;

2. обучение дошкольников дорожной лексике и включение их в самостоятельную творческую работу, позволяющую в процессе выполнения заданий изучать и осознавать опасность и безопасность конкретных действий на улицах и дорогах;

3. формирование у детей навыков и устойчивых положительных привычек безопасного поведения на улице.

В большинстве дошкольных учреждений программа обучения безопасному поведению на улице является составной частью общей программы воспитания детей. Однако вопросы по тематике дорожной безопасности рекомендуется изучать как отдельные направления в общей программе воспитания. Например, при ознакомлении дошкольников с окружающим миром можно изучать дорожную среду. Воспитание навыков правильного поведения в общественных местах предусматривает и изучение правил безопасных действий дошкольников на улицах, дорогах и в транспорте. Развитие речи включает в себя вопросы изучения слов, выражений, в т. ч. по тематике дорожной безопасности и т. д.В общую программу воспитания дошкольников должны быть включены вопросы, раскрывающие содержание терминов "опасность" и "безопасность".

Главная цель воспитательной работы по обучению детей основам безопасности дорожного движения должна заключаться в формировании у них необходимых умений и навыков, выработке положительных, устойчивых привычек безопасного поведения на улице.

Воспитательный процесс рекомендуется осуществлять:

• через непосредственное восприятие дорожной среды во время целевых прогулок, где дети наблюдают движение транспорта и пешеходов, дорожные знаки, светофоры, пешеходные переходы и т. д.;

• в процессе специальных развивающих и обучающих занятий по дорожной тематике.

Особенно важно развитие таких навыков и привычек, как сознательное отношение к своим и чужим поступкам, т. е. понимание ребенком того, что является правильным или неправильным. Также большое значение имеет формирование у дошкольника привычки сдерживать свои порывы и желания (например, бежать, когда это опасно, и т. д.).

Воспитывая дошкольников, педагог применяет такие методы, как внушение, убеждение, пример, упражнение, поощрение. В этом возрасте дети особенно хорошо поддаются внушению. Им необходимо внушить, что выходить самостоятельно за пределы детского сада нельзя. На улице можно находиться только со взрослым и обязательно держать его за руку. Воспитывать детей следует постоянно: в процессе игр, прогулок, специальных упражнений, развивающих двигательные навыки, при выполнении заданий в альбомах по рисованию, обводке, штриховке, конструировании, выполнении аппликаций и т. д. по дорожной тематике, на занятиях по развитию речи с использованием дорожной лексики, при разборе опасных и безопасных дорожных ситуаций.

Особенно важен принцип наглядности, который традиционно применяется в работе с дошкольниками, когда они должны сами все увидеть, услышать, потрогать и тем самым реализовать стремление к познанию.

Таким образом, программа воспитания и проведения дидактических занятий имеет целью не столько обучение дошкольников непосредственно правилам дорожного движения (их, кстати, хорошо должен знать сам педагог), сколько формирование и развитие у них навыков и положительных устойчивых привычек безопасного поведения на улице.

При этом необходимо учитывать следующую закономерность: чем больше у дошкольника сформировано полезных навыков и привычек безопасного поведения на улице, тем легче ему будут даваться знания по дорожной тематике в общеобразовательном учреждении.

В целом план проведения дидактических занятий с дошкольниками должен предусматривать развитие у них познавательных способностей, необходимых для того, чтобы они умели ориентироваться в дорожной среде.

Основные из них:

• умение вовремя замечать опасные места, приближающийся транспорт;

• умение различать величину транспорта;

• умение определять расстояние до приближающегося транспорта;

• знание сигналов светофора, символов на дорожных знаках и их значение;

• понимание особенностей движения транспорта; того, что он не может мгновенно остановиться, увидев на своем пути пешехода (ребенка);

• понимание потенциальной опасности транспорта; того, что на дорогах могут быть аварии с гибелью и ранениями людей;

• умение связно выражать свои мысли.

Все эти вопросы должны отражаться в общей программе воспитания детей.

Каждое из занятий должно иметь свои цели и задачи. Например, занятие "Предвидение опасности на улицах" имеет следующие задачи:

• ввести в активный словарный запас основные понятия по дорожной лексике (пешеход, водитель, пассажир, светофор, тротуар, бордюр, проезжая часть дороги, дорожные знаки, пешеходный переход, подземный пешеходный переход, надземный пешеходный переход, дорожная разметка "зебра", опасность, безопасность, авария (дорожно-транспортное происшествие));

• познакомить с основными видами транспортных средств;

• определить опасные места вокруг дошкольного учреждения, в микрорайоне проживания, во дворе, на улицах по дороге в детский сад;

• проложить совместно с детьми безопасный маршрут движения в дошкольное учреждение;

• разъяснить детям типичные ошибки поведения на улице, приводящие к несчастным случаям и наездам на пешеходов;

• рассказать об опасностях на улицах и дорогах, связанных с погодными условиями и освещением;

• научить быть внимательными, уметь видеть и слышать, что происходит вокруг, осторожно вести себя во дворах, на тротуаре, при движении группой, при езде на велосипеде, роликовых коньках, скейтборде, самокате, санках;

• обучить быстрой ориентации в дорожной обстановке: осматриваться при выходе из дома, находясь во дворе, на улице, не выходить на проезжую часть дороги из-за препятствий и сооружений; не стоять близко от углов перекрестка, на бордюре; не играть возле проезжей части дороги.

Также воспитатель самостоятельно определяет, какие занятия по дорожной тематике можно проводить в младшей, средней, старшей, подготовительной группах и группе кратковременного пребывания детей в дошкольном учреждении. Учитывая, что дошкольники имеют разный уровень индивидуального развития, занятия нужно проводить с учетом их интересов.

Нельзя забывать, что в каждой группе детского сада имеются дошкольники, входящие в "группу риска". Это могут быть излишне подвижные дети или, наоборот, слишком заторможенные. С ними воспитатель проводит занятия с учетом их индивидуальных особенностей и в обязательном порядке организует работу с их родителями.

• Рекомендуется использовать на занятиях с дошкольниками новые педагогические технологии:

• моделирование опасных и безопасных дорожных ситуаций;

• самостоятельная работа в альбомах по рисованию или специально разработанных тетрадях, формирующая и развивающая познавательные процессы детей;

• интерактивный опрос;

• коллективная деятельность детей по изучению, осмыслению и осознанию правил дорожного движения, опасности и безопасности в дорожной среде.

Особенно эффективно применение интерактивного метода обучения, направленного на активное включение детей в диалог. С помощью этого метода воспитатель может помочь ребятам визуально представить движение транспорта и пешеходов, понять опасные и безопасные действия в конкретных ситуациях, сформировать у них умение наблюдать, сравнивать, анализировать, обобщать наглядную информацию и переносить ее в конечном итоге на реальные дорожные условия.

При переходе из одной возрастной группы в другую ребенок должен иметь определенные знания по основам безопасного поведения на улице. Начинать обучение необходимо уже с младшего дошкольного возраста, постепенно наращивая знания дошкольников таким образом, чтобы к школе они уже могли ориентироваться на улице и четко знали правила дорожного движения.

В младшей группе занятия лучше всего проводить на прогулках (для лучшей наглядности).

На них воспитатель показывает детям тротуар, проезжую часть дороги, объясняет их значение. Дети узнают, кого называют водителем, пешеходом, пассажиром. При изучении светофора им объясняют значение красного и желтого сигналов как запрещающих движение и значение зеленого сигнала как разрешающего движение.

Также дошкольники наблюдают за движением транспорта, пешеходов, учатся различать транспортные средства по названию и величине (большой/маленький): легковой автомобиль, трамвай, автобус, троллейбус и др. Педагогу важно объяснить детям, насколько настоящие автомобили опаснее по сравнению со знакомыми им игрушечными.

На занятиях в группе полезно прибегать к наглядному моделированию дорожных ситуаций. Наилучший способ – подталкивать дошкольников к играм с машинками, в ходе которых они будут вслух проговаривать каждое действие (автомобиль развернулся, дал задний ход, увеличил скорость и т. д.).

Для развития правильной ориентации детей в пространстве нужно обучать их определять местонахождение предметов (справа, слева, впереди, сзади, наверху, внизу), их размеры, а также учить сравнивать предметы по этим параметрам.

В результате таких занятий дошкольники получают знания о том, что такое светофор, транспорт, дорога. Они привыкают, находясь на улице, держать взрослого за руку.

Дидактические занятия по дорожной тематике могут проводиться в виде рисования в альбомах или в специальных тетрадях с заданиями по штриховке, обводке, дорисовке предметов, развивающих мелкую моторику рук.

На прогулках с детьми среднего дошкольного возраста нужно начинать обучение ориентированию на местности, а именно на территории детского сада. Также воспитатель непременно должен объяснить, что самостоятельно выходить за ее пределы нельзя.

На прогулках за территорией ДОУ необходимо расширять знания дошкольников о транспортных средствах, их видах и конструктивных особенностях. Воспитатель показывает детям те части улицы, на которых пешеходы находятся в безопасности: тротуар, пешеходные переходы, по которым, держа взрослого за руку, можно переходить проезжую часть.

На улице полезно проводить упражнения на развитие глазомера и бокового зрения. Таким образом, у ребят формируется умение чувствовать и различать скрытую угрозу в дорожной среде.

На занятиях в группе педагог может дать задание составить рассказ о дорожной ситуации. К примеру, ребята могут рассказать, как ехали в машине (автобусе, трамвае и т. д.). Или как они шли пешком в детский сад. При этом воспитатель ненавязчиво закрепляет у дошкольников понимание того, какие места на улице являются опасными, а также выясняет, насколько хорошо дети владеют дорожной лексикой.

В объяснениях полезно использовать иллюстративный материал: книги и плакаты, где изображены опасные ситуации, к примеру, во дворе, а также различные указания по поведению рядом с проезжей частью.

Таким образом, к пяти годам у детей расширяются представления о правилах безопасного поведения на улице, формируются навыки наблюдения за происходящим в дорожной среде.

В старшей группе продолжается знакомство детей с особенностями дорожного движения транспорта и пешеходов. Закрепляется умение ребят свободно ориентироваться на территории вокруг детского сада в присутствии воспитателей. Дети должны уметь объяснить, каким маршрутным транспортом пользуются родители по дороге в детский сад. Также нужно продолжать знакомить детей с основными понятиями дорожного "словаря".

На прогулках за территорией дошкольного учреждения рекомендуется обращать внимание дошкольников на правильные и неправильные действия других пешеходов. При этом педагогу необходимо проследить за тем, смогут ли дети сами рассказать, что именно некоторые пешеходы делают неправильно, почему их действия опасны и что нужно делать, чтобы быть в безопасности.

И на прогулках, и на занятиях в группе (с помощью иллюстративного материала) нужно обращать внимание дошкольников на особенности движения крупно- и малогабаритного транспорта. Воспитатель объясняет, что такое "закрытый обзор". На прогулке воспитатель наглядно показывает дошкольникам движение транспортных средств: больших, грузовых автомобилей, автобуса, троллейбуса и легковых автомобилей, мотоциклов, которые не видны за большим транспортом. Объясняет, что, если пешеход переходит дорогу в неположенном месте, он не видит, что за большим транспортом может ехать мотоцикл, легковая машина с большой скоростью. В свою очередь, водитель автомобиля (мотоцикла) тоже не видит пешехода, если он переходит дорогу в месте закрытого обзора. В результате происходят наезды.

Скачать полный текст Программы.doc [156 Kb] (cкачиваний: 1)


Теги: детей, движения, дорожного, поведения, дорожной, улице, дошкольников, безопасности, обучения, безопасного, дороге, поведению, группе, детского, безопасному, должны, дорогах, пешеходов

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Комментарии:

Оставить комментарий